30 сентября, в рамках конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе», состоится семинар:
«Миллионы убитых задешево протоптали тропу в пустоте…» (О. Мандельштам). Исторический опыт XX века: опустошение и воскрешение
В современном российском обществе словосочетания «жертвы тоталитаризма», «сталинские репрессии», «историческое покаяние» чаще всего вызывают у людей реакцию внутреннего отторжения. Возможно, это связано с общегосударственной установкой на создание образа «великой России» с «позитивным прошлым», возможно, с той внутренней растерянностью, которую испытывают люди, сталкиваясь с провалом пустоты, зияющем в их личной истории.
Реакция, которую не раз приходилось слышать после посещения Бутово, Левашово, Медного: «Как с этим ужасом жить?» На семинаре предлагается вместе поразмышлять, можно ли относиться к опыту невинно замученных и убиенных не как к беспросветному ужасу, с которым невозможно жить, а как к опыту воскрешающей и животворящей жертвы?
Ведущий семинара - магистр богословия, канд.фил.наук Ю. Балакшина
В семинаре примут участие:

  • А.И. Шмаина-Великанова, специалист по истории раннего иудаизма и христианства, преподаватель истории иудаизма и раннего христианства (доцент РГГУ, ББИ, СФИ);
  • И.М. Чапковский, издатель книг Ефросинии Керсновской;
  • Н.И. Попова, директор музея А.А. Ахматовой в Фонтанном Доме (С-Петербург);
  • А.Я. Разумов, руководитель Центра «Возвращенные имена» при РНБ, редактор «Ленинградского мартиролога»;
  • Ю.А. Бродский, исследователь истории Соловков и профессиональный фотограф, автор книги по истории Соловецкого лагеря особого назначения «Соловки».

Семинар пройдет в Библиотеке искусств им. А.П. Боголюбова по адресу: Москва, ул. Сущевская, д. 14 (проезд до ст. метро «Новослободская»).
Время проведения: 30 сентября 2008 г., 10.00-13.00.
Приглашаются все желающие

Комментарии

Комментирование закрыто

на сообщение “Миллионы убитых задешево протоптали тропу в пустоте…”

  1. Наталия Баранова on Сентябрь 25, 2008 12:10 пп

    Более 60 миллионов человек стали жертвами государственных репрессий и терроризма в СССР с 1917-го по 1959 год, так считает А. Солженицын, аналогичную цифру называет А. Яковлев, бывший председатель комиссии по реабилитации репрессированных лиц (см. сайт Мемориал).

    Однако никто пока за это не извинился.

    Иногда, создается впечатление, что это происходит не только потому, что люди не хотят. А просто мы не знаем, как это можно сделать.

    Читать дальше: http://nataliabaranova.livejournal.com/37306.html

  2. Михаил on Сентябрь 26, 2008 4:45 пп

    0. Что такое жертва репрессии(юридич.толкование)?
    1. А.Солженицын и А.Яковлев не обьяснили зачем они сильно завысили число жертв репрессий.
    2.Они не обьяснили почему число жертв репрессий начали считать лишь с 1917, не показали какие они были до 1917г и какие были в других странах.
    3. Они дали неудовлетворительное обьяснение причин и необходимости репрессий сталинского периода и после него.
    4.Необьективное, предвзятое описание исторических просессов советского периода снизило доверие к их произведениям, как к историческим документам.
    5.Не разьяснены положительные и отрецательные последствия извинения(покаяния)в настоящий момент.

  3. Анастасия on Сентябрь 26, 2008 5:13 пп

    Михаил, если Солженицын и Яковлев настолько не правы, что мешает Вам объяснить всё, как оно было на самом деле - объективно и непредвзято? :)

  4. Наталия on Сентябрь 26, 2008 5:43 пп

    Михаил, чтобы ответить на Ваш первый вопрос приведу выдержку из Федерального Закона “О реабилитации жертв политических репрессий”:

    Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями
    Кроме того, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются: дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении; дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

    Ваши следующие тезисы нуждаются в обосновании, прежде чем о них можно будет серьезно разговаривать.
    1. Почему Вы считаете, что Солженицын и Яковлев завысили число жертв репрессий? Вы приводите этот тезис как само собой разумеющееся, в то время, как это далеко не само собой разумеется. Это во-первых. А во-вторых, на сколько, по Вашему, эта статистика завышена?
    2. А почему они должны были давать статистику до 1917 г. и в других странах?
    3. Чем неудовлетворительное?
    4-5. Это Ваше мнение снова не подкреплено никакой аргументацией.
    :(

  5. Наталия Баранова on Сентябрь 28, 2008 11:08 пп

    Если человек искренне извиняется, значит, он сожалеет, не хочет повторения и будет этому повторению противодействовать.
    Извинения восстанавливают отношения между людьми.
    Сколько бы ни было миллионов погибших, их души не бесследно исчезли. И подумайте, что чувствовали бы Вы на их месте…

  6. Михаил on Сентябрь 29, 2008 3:44 дп

    Уважаемая Наталия.
    1.По расчетам наших и иностранных специалистов число репрессированных по политическим мотивам было прибл.3 млн чел.,т.е. в двадцать раз меньше. (А.Б.Мартиросян “Сталин и достижения СССР”, М.Вече, 2007), 85% составляли мужчины трудоспособного возраста.
    Население в СССР за годы сталинских пятилеток до 1941г увеличилось 1.5 раза.(со 134млн до 194млн ч-к.). Как это удалось, если по А.Солженицыну почти все трудоспособные мужчины были вне своих семей? Да и на войне репрессированные не стали бы так героически сражаться.
    2.Одна из наиболее важных функций ЛЮБОГО государства это репрессивная функция, основная задача которой не допустить развала страны внутренними ( и внешними)силами.
    3. По существу А.Солженицын не дал обьяснений причин репрессий, лишь констатировал факт.
    Более или менее толковое обьяснение
    дано в книгах С.Г. Кара-Мурзы, например, “Советская цивилизация”, в книгах А.Б. Мартиросяна и др.
    4. А.Солженицын, как писатель, в своих художественных произведениях имел право и на субьективную оценку и на преувеличение и не его вина, что его произведения использовали как исторические документы для манипуляции общественным мнением.
    Другое дело А.Яковлев. Я думаю, что он всё знал, но искажал умышленно.
    5.Извениться за ошибки нужно, но никто не сказал, что репрессии были ошибкой, что можно было бы обойтись без них, и действовать в той политической и экономической обстановке как- то подругому.Извеняться за несуществующие ошибки , т.е. их признать, значит лжесвидетельствовать.

  7. Наталия Баранова on Сентябрь 29, 2008 1:48 пп

    Разве любое убийство не преступление?
    Если мы общаемся на сайте, посвященном христинской тематике, значит, мы что-то знаем о заповеди, запрещающей убийство.

    Насколько я понимаю историю, эти репрессии нужны были только для того, чтобы упрочить власть тогдашнего лидера. Не думаю, что без этого лидера, как и без предыдущего, людям в нашей стране было бы плохо.

  8. Анна on Сентябрь 30, 2008 9:49 пп

    Уважаемый Михаил,
    3 млн. репрессированных для нормальной работы государства очень много. Даже для такой большой страны как Россия.
    Это больше похоже на военные потери, к каковым такие репрессии и приравниваются. За это вполне можно каяться любому государству. Просто уничтожение людей - преступная, недальновидная политика.
    Кроме того, у меня нет знакомых, семьих которых не коснулись бы репрессии, что позволяет мне предположить больший размах репрессий.
    Но в любом случае, побывав в Бутово, Левашово, Медном невозможно говорить, что не за что приносить покаяние.

  9. Михаил on Октябрь 1, 2008 3:36 пп

    Уважаемая Анна!
    Действительно, некоторые социологи считают, что
    репрессии 30-х годов это есть продолжение гражданской войны (вялотекущая гражданская война).Об этом сейчас много пишут. См., например,
    С.Г.Кара-Мурза “Гражданская война 1918-1922г”,
    где автор доказывает, что истоки гражданской войны лежали в царской России. В тот период созрела фатальная ненависть рабочих и крестьян к “господам” в том числе и к духовенству и Сталин пожинал плоды политики царского периода.
    Среди моих знакомых (более 100чел) всего один рассказал, что его дед был репрессирован.
    Покаяние, в том виде, в котором его предлагается
    провести является чисто политической акцией, не имеющей ничего общего с христианским покаянием. И не думать о политических последствиях этой акции
    легкомысленно.

  10. Анастасия on Октябрь 1, 2008 7:23 пп

    Михаил, простите за новый вопрос (видимо, не теряю надежду на ответ). Так всё-таки у Вас вызывает сомнение возможная форма покаяния в России или само покаяние? Скажем, считаете ли Вы необходимым достигать в нашей стране такого покаяния, которое не было бы чисто политической акцией?

  11. Михаил on Октябрь 2, 2008 4:27 пп

    Анастасия.Трудно ответить на ваши вопросы в форме монолога. В ваших вопросах покаяние (извинение) выступает как цель, как некое состояние, которое необходимо достигнуть в России, а я считаю, что покаяние это не цель, это средство, одна из форм взаимоотношений, диалога между людьми (а в хрестианстве так же и с Богом). Но те, кто предлагает России покаятся (извиниться) не могут чётко сказать кто и перед кем должен каятся. Все разговоры идут на уровне демагогии типа: “Россия должна покаятся за советский террор и репрессии”

  12. Наталия Баранова on Октябрь 4, 2008 1:44 пп

    По сути покаяние - это позитивное изменение. Оно всегда начинается с самого себя. Приглашаю тех, кто заинтересован в подобных поизитвных переменах в наше

  13. Наталия Баранова on Октябрь 4, 2008 1:52 пп

    в нашей стране, собраться вместе для того, чтобы задаться поиском ответов на острые, глубокие, насущные вопросы, в том числе: что могу поменять я сам? Это было бы хорошо, потому что возможность ведения честного разговора открывает путь к пониманию необходимости собственного изменения, т.е. покаяния