Нам надо жить тем, что выдерживает суд Евангелия

Опубликовано в рубрике: Интервью | Комментирование закрыто

С. И. ЗайденбергИнтервью с преподавателем СФИ С.И. Зайденбергом

- Семен Иосифович, как Вы считаете, почему Содружество взяло для своей конференции именно эту тему? В чем Вы видите ее актуальность?

С.И. Зайденберг: XX век прошел под знаком пустоты, даже самоопустошения - и народа, и сердца человеческого, и церкви, и общества, однако была надежда, что это опустошение прекратится. Но прошло 20 лет новой жизни страны и церкви, и этого не случилось, попытки наполнить все это оказалась неэффективными. В результате опустошение приобрело другие черты. Например, мы видим храмы, наполненные иконостасами, иконами, отделкой, батюшками, но пустота никуда не делась: людей в них чаще всего нет, но самое главное - сердце человеческое так и не наполнилось. Боле того: жажда Бога, жажда Правды, Истины, которая одно время в нашем народе проявлялась очень ярко, так и неудовлетворенная сошла на «нет». Вот отсюда эта тема.

- В чем причины такой ситуации. Почему эта жажда Бога сошла на нет?

С.И. Зайденберг: Конференция и призвана ответить на эти вопросы. Я думаю, каждый человек тут должен спросить прежде всего с себя. Человек, как и община, и братство призваны трезво посмотреть на себя и увидеть в себе пустоту или вот эту ложную наполненность, которую в Библии названа суетой, когда вроде бы всего много, но для Бога, для человека плода нет. Если мы это сумеем сделать, то сможем пригласить в это и всех остальных.

Ведь сейчас многие так или иначе чувствуют в себе или вокруг себя пустоту, но сил об этом думать и, тем более, этому противостоять сейчас почти нет, особенно когда человек сталкивается с этим в одиночку. Поэтому кто-то должен это начать, чтобы и у других могла появиться надежда. Поэтому, я думаю, мы и хотим это начать - именно с самих себя, чтобы не быть теми, кто видит проблему прежде всего в ком-то или в чем-то, а не в себе.

- Мне представляется, что тема конференции достаточно далека от наших современников, от общества, которое заботится совсем о других вещах. Не кажется ли Вам, что эта тема не отзовется, что она заранее обречена?

С.И. Зайденберг: Знаете, я вот только что просматривал новости в интернете и в интервью с членами одной популярной английской рок-группы прочел, что они радуются нынешнему финансовому кризису. Почему? Потому что в последние годы, когда направо и налево раздавались кредиты, людям казалось, что настали полнота и изобилие, и они уже забыли думать, чем и как за все это придется платить. И вот эти музыканты рады, что эта «дутая», т.е. внешне полная, но внутренне пустая жизнь прекратилось, и значит люди станут потрезвее, у них будет шанс вернуться к реальности. Но ведь это же прямо по теме нашей конференции! Мы же тоже видим вот эту «дутую» жизнь, которая не дает людям вернуться к себе, задуматься о том, что происходит с ними, что происходит у них в сердце и в жизни, увидеть пустоту. Но Господь-то действует! И если даже такие люди, как эти музыканты (а это, надо сказать, не самые большие интеллектуалы), прямо говорят о таких вещах, то ситуация небезнадежна.

Понятно, что сейчас на эту тему не откликнется много людей. Но есть в мире какая-то тревога, есть люди, которых это мучает, но которые не находят отклика, не находят возможности об этом думать и говорить, чувствуя себя в одиночестве. И если удастся хотя бы этих людей собрать, это уже неплохо.

- В каком семинаре Вы собираетесь участвовать и почему?

С.И. Зайденберг: Меня интересует тема, которая затрагивается в нескольких семинарах - это евангельское противостояние пустоте и история церкви XX века. Будет, например, семинар, посвященный о. Сергию Булгакову («Жизненный путь о. Сергия Булгакова как путь духовного противостояния пустоте в церкви и обществе» - прим. ред), о. Сергию (Савельеву) («Опыт противостояния разорению церкви в России в XX веке. Архим. Таврион (Батозский), архиеп. Ермоген (Голубев), архим. Сергий (Савельев)» - прим. ред). Было много попыток противостояния опустошению церкви (или «разорению», как писал о. Сергий (Савельев)) пустоте и в России, и за рубежом, и они принесли разные плоды. Мы хотя и не участники всей церковной истории XX, но все-таки участники ее последней фазы. Кроме того, мы еще виделись и общались с людьми, которые были самыми непосредственными участниками чуть ли не всей этой истории. Поэтому мы об истории церкви XX века можем судить не со стороны, что для будущих поколений уже вряд ли будет возможно. Поэтому мы и можем, как я надеюсь, поставить эти попытки перед судом Евангелия, соотнести с тем, как Господь противостоял пустоте, как апостолы противостояли пустоте, - чтобы нам какой-то итог подвести и идти вперед. Чтобы не повторять ошибок, не плодить снова пустоту и суету, а наоборот - жить тем, что выдерживает суд Евангелия. Я понимаю, что это, может быть, слишком уж глобальная тема, но меня, например, именно это больше всего сейчас волнует.

Беседовала Наталия Игнатович

Комментарии

Комментирование закрыто.