Д. С. ГасакИнтервью с председателем оргкомитета конференции, проректором СФИ Д.С. Гасаком

- Дмитрий Сергеевич, почему Преображенское содружество братств в этом году выбрало именно такую тему для своей конференции - о противостоянии пустоте в церкви и обществе?

Д. С. Гасак: Когда мы начали готовить конференцию, мы задались вопросом: какая именно духовная проблема на сегодняшний день является самой острой для жизни нашего общества. Мы не хотели бы отдельно говорить о православной церкви и отдельно - об обществе. Верующие, люди разных исповеданий, такие же члены общества. Поэтому, мы полагаем, что эта проблема едина для всех нас, вне зависимости от состояния нашей веры. Все эти годы, а настоящая конференция уже восемнадцатая, мы старались сосредоточиться на реальности жизни, а не просто рассматривать какую-то интересную тему, связанную с историей или с христианской традицией, или с чем-нибудь подобным. Наша конференция не академическая, она - братская и поэтому носит церковно-общественный характер. Нас интересует настоящий момент.

Мы много размышляли о том, как назвать эту очень емкую проблему одним словом. Оргкомитет приглашал к этой работе и преподавателей СФИ, и наших друзей в России и за рубежом. И вот на одной из встреч оргкомитета возникло это слово - пустота, которое, на наш взгляд, очень точно определяет главную духовную проблематику современности.

- Но можно ли  ставить такую цель - противостояние? Есть в этом какой-то отрицательный заряд, Вам так не кажется?

Д. С. Гасак: Момент положительного противостояния пустоте очень важен. Сравнительно просто говорить о том, что в нашей жизни плохо. Сейчас легко критиковать и церковные, и общественные процессы, различные церковные и общественные институты. Мы наследуем тяжелую историю советского времени, но хотели бы не просто оглядываться назад. Советское наследие опустошило и продолжает опустошать нас, и с этим нельзя мириться. Поэтому мы делаем акцент на противостоянии этому опустошению, но противостоянии духовном. Судьбы нашей страны и нашей церкви решаются в сфере духа. Сферы политики, экономики, культуры или образования так или иначе несут на себе, как бы отражают качество этого духа. Многим известны евангельские слова Спасителя: «Кто не собирает со Мной, тот расточает». Духовному опустошению, обессмысливанию, необходимо противостоять, и это мы хотели бы подчеркнуть.

Наша конференция носит именно позитивный характер. Духовное противостояние пустоте не есть агрессия, борьба «с плотью и кровью». Наоборот, это скорее похоже на то, как весной солнце растапливает лед. Возрождение человека, духовное обновление общества имеет образ весны, а не войны. Хотелось бы, чтобы наша конференция послужила раскрытию именно такого образа возрождения.

- Может ли общество предложить свой вклад в деле духовного противостояния пустоте? Каким он может быть?

Д. С. Гасак: Как я уже сказал, общество - это все люди, независимо от веры, национальности, культуры и т.п. Мы должны, просто обязаны, перед историей, перед памятью наших отцов, перед лицом Божьим, наконец, думать, говорить и действовать вместе, достигая полноты смысла и духа нашей жизни. У нас нет другого выбора, кроме как научиться этому. В прошлом году подобная конференция была посвящена христианской соборности и общественной солидарности, где как раз обсуждалась проблема обретения положительного единства в церкви и обществе.

Конечно, мы не можем говорить от лица всего общества, мы выражаем свою позицию и приглашаем к диалогу всех, кто в нем заинтересован, кто ему сочувствует. И я верю, что такой путь принесет плоды, потому что он не отвергает ничего ценного и подлинного, но, наоборот, призван к тому, чтобы собирать. Сейчас в нашей стране время собирать камни, и, я думаю, это будет продолжаться еще долго. У нас просто нет ресурсов для того, чтобы разбрасываться.

- Свято-Андреевское братство, членом которого Вы являетесь, будет проводить дискуссионный семинар на тему «Что заставляет людей быть поборниками пустоты?» Почему выбрана именно эта тема?

Д. С. Гасак: XX век особенно остро, с какой-то невероятной силой, показал насколько человек может быть врагом самому себе, насколько он способен к саморазрушению, будучи свято уверен, что другого пути нет, что он служит добру.

Этот раскол, разрыв между тем, что человек считает добрым, хорошим, к чему он душой стремится, и тем разрушением, которое часто реально в жизни совершается, очень большой. Мне кажется, мы очень хорошо должны понять эту проблему - какая сила заставляет человека быть врагом самому себе, и научиться ей противостоять.

Если задаться вопросом, что выбирает современный человек, когда у него есть возможность выбора, есть средства, время, силы, и какой от этого плод для него, для Бога, Церкви, общества и ближних, мы увидим, что очень много сил люди тратят совершенно впустую, а их жизнь не приносит никакого плода. Многие и многие не замечают этого, считая, что это и есть норма. Отсюда такое стремление к сибаритству, расслабленности, удовольствиям, к отдыху и развлечениям. Телевидение и другие средства массовой информации наполнены этим, причем предлагается это довольно агрессивно. Иногда кажется, что человека буквально заставляют выбирать между удовольствиями, заставляют расслабляться, тратить время на вещи, пусть даже, на первый взгляд, не прямо греховные, но пустые. И это очень серьезный вопрос, возможно, даже более серьезный, чем мы себе представляем. Нельзя не говорить об этих вещах.

Как-то один мой знакомый, директор крупного завода, на вопрос, почему он так мало отдыхает, сказал, что мы сейчас не имеем права на отдых, даже если у нас есть средства, время и возможности. Мы внутреннего, морального права не имеем, если мы ответственны за нашу страну, за наш народ, за все то, что происходило и в XX веке, и до него. Мы очень хорошо должны это осознать, чтобы не повторять те ошибки и преступления, которые были совершены в нашей истории, чтобы их преодолевать, изживать, изглаживать тяжелые следы этих преступлений.

Сейчас уделяется много внимания борьбе с коррупцией и другим подобным вещам, но мне представляется центральным делом изменение сознания человека, его духовного, а значит и душевного настроя, самого тона его жизни, восприятия этого мира, людей вокруг, чтобы совершение добра стало нашей природой. Не просто долгом и усилием воли, но потребностью сердца, чтобы мы таким образом раскрыли для себя эту жизнь, мир, чтобы наконец научились ценить красоту и порядок. Порядок не в смысле армейского строя - не строем исчерпывается и характеризуется порядок, - но порядок, который предполагает свое место всякой вещи в этой жизни.

- Вы всерьез верите в то, что это возможно?

Д. С. Гасак: Я думаю, что иначе жить нельзя.

Беседовала Наталия Игнатович

Комментарии

Комментирование закрыто.